6+
                                                
 МБУК "Анапская ЦБС"
      Детско-юношеская библиотека-филиал №1 имени В. И. Лихоносова
            




Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу отдела краеведения (ДЮБф1)
Всего ответов: 50
Яндекс.Метрика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КОККИНАКИ Владимир Константинович

(1904-1985)

Лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (1938, 1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), лауреат Ленинской премии (1960), президент ФАИ, заслуженный мастер спорта. Почетный гражданин города-героя Новороссийска.

Родился и жил до 1936 г. в г. Новороссийске в многодетной семье рабочего. Работал в порту, был одним из первых комсомольцев города. В 1925 г. по путевке комсомола был направлен на учебу в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, после ее окончания учился в Борисоглебской школе летчиков. Служил в Военно-воздушных силах РККА летчиком, командиром звена. В 1933 г. перешел на работу летчиком-испытателем в ЦКБ авиационной промышленности, созданного в 1933 г. на авиазаводе им. В. Р. Менжинского. После организации Опытного конструкторского бюро, перешел в него на работу летчиком испытателем. В. К. Коккинаки дал путевку в жизнь более 60 самолетам, в том числе штурмовику Ил-2, бомбардировщику ДБ-3 (Ил-4), пассажирским самолетам Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62. За сверхдальний беспосадочный перелет Москва - Владивосток на самолете «Родина», рекордный вариант дальнего бомбардировщика ДБ-3, 17 июля 1938 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны В. К. Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя с должностями начальника Главной инспекции и руководителя летно-испытательной службы наркомата авиационной промышленности. После войны вернулся к испытательной работе в ОКБ С. В. Ильюшина. 17 сентября 1957 г. за героизм и мужество, проявленные при испытании самолетов, ему повторно присваивается звание Героя Советского Союза.

Им установлено 22 мировых рекорда в авиации. В 1935 г.  впервые поднял  И-15 на высоту 14575 м. 20 апреля 1936 года впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете.

Совершил ряд длительных перелетов (1935): Москва – Владивосток, Москва - о. Мискау (США). Как первооткрыватель транспортного пути Европа – Северная Америка награжден ожерельем с бриллиантами «Роза ветров».

В 1961 г. В. К. Коккинаки избран вице-президентом, а в 1966 г. - почетным президентом Международной авиационной федераций ФАИ.

Погиб при выполнении испытательного полета 7 октября 1985 г. Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени.

На главной улице города Новороссийска ул. Советов установлен бюст Дважды Героя Советского Союза В. К. Коккинаки. Его имя носит танкер Новороссийского  Морпорта.

Список литературы

Черный В.И., Жинкин А.В., Паламарчук О.Т. Летчики в боях за Кубань.- Краснодар, 1997.- С. 11-13.

Трехбратов Б.А. Жадан В.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника./ ч.II. уч. пособ.- Краснодар, 2007.- С. 125-126.

 

ЦЕЗАРЬ ЛЬВОВИЧ КУНИКОВ

(1909 - 1943)

Советский офицер, командир десантного отряда, захватившего плацдарм «Малая земля», Герой Советского Союза.

  

Родился в Ростове-на-Дону в семье рабочего. В 1918 году семья, переехала из Ростова в Ессентуки, а в 1920 году в Баку. Вместе с отцом юный Цезарь побывал в Персии. В 1924 году отец с сыном поехал восстанавливать доменное производство в Макеевку. Здесь юноша начал трудиться на металлургическом заводе «Унион»-«Югосталь»: учеником лаборанта, лаборантом, слесарем, токарем.

Весной 1925 года вступил в комсомол. В конце 1925 года вся семья Куниковых переехала в Москву. Здесь он работал слесарем на фабрике «Союз», затем токарем на тормозном заводе. В 1928 году Ц. Л. Куников  поступил в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе в Ленинграде.

После пяти месяцев учебы тяжело заболел и был отчислен из училища. После выздоровления служил срочную механиком на флоте. В 1930 году вернулся в Москву. В 1931 году поступил в МВТУ имени Баумана. С 1932 года - заведующий сектором оборонной промышленности Московского комитета комсомола. Окончил Московскую промышленную академию и Московский машиностроительный институт им. Бубнова. Получив два диплома: инженера-организатора машиностроительного производства и технолога-механика, 26-летний Цезарь Львович пришёл на Московский завод шлифовальных станков. Начав с самой нижней ступеньки – мастером токарного отделения, уже в марте 1938 года Цезарь был назначен главным технологом завода. С октября того же года - начальник технического управления Наркомата машиностроения, Наркомата тяжёлого машиностроения, директор ЦНИИ технологии машиностроения, ответственный редактор всесоюзной газеты «Машиностроение». Он был награжден медалью «За трудовое отличие».

С началом Великой Отечественной войны старший политрук запаса Куников вступил добровольцем в армию. Добился перевода в ВМФ в сентябре 1941 года. Командиром 14-го отряда водного заграждения Азовской флотилии (впоследствии 13-й отряд сторожевых катеров) воевал у Таганрога и Мариуполя. В качестве комбата морской пехоты активно принимал участие в обороне Темрюка, Керчи. В дальнейшем командовал 305-м отдельным батальоном морской пехоты в составе Черноморской группы войск.

В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года десантный отряд моряков-добровольцев (275 человек) под командованием майора Ц. Л. Куникова высадился на занятом врагом, хорошо укреплённом побережье в районе Новороссийска, у пос. Станичка (м. Мысхако «Малая земля»). Стремительным ударом десантный отряд выбил немцев из опорного пункта и прочно закрепился на захваченном плацдарме. Десантники в течение суток отразили 18 атак противника. К концу дня боеприпасы были на исходе. Положение казалось безвыходным. Тогда отряд майора Куникова совершил внезапный налёт на артиллерийскую батарею противника. Истребив орудийный расчёт и захватив орудия, они открыли из них огонь по атакующим вражеским солдатам. Ввиду неудачной высадки главных сил десанта, плацдарм, занятый подразделением Ц. Л. Куникова стал из отвлекающего - основным. Семь дней десантники отбивали яростные атаки врага. Удерживая освобожденную территорию до подхода основных сил, моряки выбивали (зачищали) противника из многоэтажных зданий. Впервые в практике подразделений российской морской пехоты Ц. Л. Куников провел практическое обучение личного состава технике высадки на берег в ночное время в зимних условиях, владения холодным оружием, стрелковым и артиллерийским вооружением противника. В ночь на 12 февраля 1943 года Ц. Л. Куников был смертельно ранен взрывом «шальной» мины на Малой земле, эвакуирован в Геленджик, и там 14 февраля 1943 года скончался от ран. Похоронен в г. Геленджик на городском кладбище, по окончанию войны прах перезахоронен на площади Героев в Новороссийске.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 года за блестящее руководство десантной операцией и проявленные при этом мужество и отвагу майору Куникову Цезарю Львовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Список литературы

Наша гордость и наше наследие, слава той, незабываемой страны…- Краснодар, 2011.- С. 98-99.

Колесников Ф.И. Непокоренная Кубань.- Краснодар,2010.- С. 178-179.

 

ОВЕЧКИН Валентин Владимирович

(1904-1968)

Советский журналист, кубанский писатель

    

Родился 22 июня в г. Таганроге в семье служащего. Закончил техническое училище. С 14 лет начал свою трудовую деятельность. был сапожником, учителем ликбеза, заведовал избой-читальней. В 1924 вступил в комсомол и был избран секретарем сельской комсомольской ячейки, в 1925-1931 – председатель сельскохозяйственной коммуны в Ростовской области. На Кубани жил с 1932-1941. Работал в Курганинском районе на ответственных руководящих должностях. С осени 1932 года - секретарь Темиргоевского станичного партийного комитета, с 1935 года корреспондент газеты «Молот», «Колхозная правда, «Армавирская коммуна», краевая газета «Большевик». Работа в газетах Дона и Кубани определила очерковую структуру публицистического стиля Овечкина. В центре внимания В. Овечкина человек-труженик станиц 30-х годов, история станиц, первых коллективных хозяйств, а также становление людей нового социального типа.  

Первый сборник рассказов «Колхозные рассказы» Овечкина В. вышли в Ростовском книжном издательстве в 1935 году. В 1939 году в Краснодаре вышел второй сборник произведений – «Рассказы».

В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом фронтовой газеты, воевал под Сталинградом, на Южном , 4-и Украинском фронтах, в 4-м Кубанском кавалерийском корпусе, которому посвятил очерк «Идут полки». В 1944 году отозван с фронта, отправлен на дальнейшей работы в газете «Правда Украины». Работал во Львове, затем в Курске, не раз приезжал на Кубань и на основе новых впечатлений написал очерк «О  людях без стельки. В это время он создал очерки, рассказы, статьи о тружениках села, собирал материалы для «Районных будней». Первая книга – «Борзов и Мартынов» вышла в 1952 г. Овечкин вошел в историю нашей литературы как писатель-новатор, оказал огромное влияние на развитие литературы о деревни. В 1938 «Литературная газета» назвала Овечкина «отцом советского деревенского очерка». Последние годы писатель жил и работал в Ташкенте.

Список литературы

Овечкин В.В. Очерки и рассказы. – Краснодар,1984.- 284

I том Большой Кубанской Энциклопедии – Биографический энциклопедический словарь.- Краснодар, 2004.- С. 205-206.

 

 

Вход на сайт




Поиск

Праздники
Информер праздники сегодня
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Погода
Анапа 
Архив записей
Полезные сайты