6+
                                                
 МБУК "Анапская ЦБС"
      Детско-юношеская библиотека-филиал №1 имени В. И. Лихоносова
            




Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу отдела краеведения (ДЮБф1)
Всего ответов: 101
Яндекс.Метрика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






Народные ремёсла Кубани

Искусство является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей. Оно всегда обращено к человеку, его мыслям и чувствам. Если человек встречается с искусством, оно всегда ему приносит радость. Отображая мир, человек в произведении искусства воплощает свои мысли, чувства, стремления, идеалы.
В настоящее время большой интерес проявляется к декоративно-прикладному и народному искусству.
Кубань, в силу особенности своего исторического развития является уникальным регионом. С разных времён люди занимались различными промыслами и ремёслами. Самые распространённые виды народных промыслов и декоративно-прикладного искусства в Краснодарском крае – это гончарное производство, резьба по дереву, плетение из лозы, вышивание.

Наша кубанская земля славилась искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина кубанской станицы пряла, ткала, вышивала, украшая праздничные одежды, скатерти, столешницы, концы полотенец, края покрывал вышитым орнаментом.
В основном вышивка выполнялась цветной и белой гладью. Мастерицы-казачки вышивали рушники, салфетки, наволочки, занавески, рубахи. С появлением швейных машин вышивка совершенствовалась на протяжении многих лет и до нас дошла в виде разнообразных орнаментов, швов, интересных цветосочетаний нитей.

Особое место в ремесленном деле занимает солома. После уборки хлебов её много оставалось, она была самым дешёвым и доступным материалом для поделок. Из неё делают и делали разные плетёные изделия: шляпы, корзины, шкатулки, коврики, игрушки, сувениры, мебель. Из полосок разглаженной соломы и в наши дни делают прекрасные аппликации. Для изделия используют солому ржи, овса, пшеницы, ячменя. Из кукурузных початков листьев делали различные изделия: корзины, половики (циновки), закладки для книг, плели подставки под горячую посуду, домашние тапочки.

На Кубани развивалось гончарное ремесло в тех районах, где поблизости была хорошая, вязкая глина. Из глины делали посуду, детские игрушки, черепицу, облицовочные пледы к печам и каминам. Дети в возрасте 7-10 лет умели лепить из глины игрушки, помогали взрослым правильно замесить и растереть глину, чтобы в ней не осталось ни одного мелкого камешка. Глиняные сосуды сначала лепили руками, позже появился гончарный круг, который нужно было приводить в движение рукой или ногой. Гончар бросал на середину кусок мокрой глины толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, и глина под умелыми пальцами мастера принимала определенную форму. После того, как изделия подсохнут, их обжигали в специальных печах. В каждой кубанской семье была глиняная посуда: макитры, глечики для хранения молочных продуктов, миски, кувшины для вина, горшки.

  

Резьба по дереву была любимым делом кубанцев. Разные изделия – деревянные блюда, прялки, ложки были почти в каждом доме, в убранстве домов – крылечки, наличники.


  

В XIX веке на Кубани появились кованые изделия в некоторых станицах и городах края. В основном это ажурная ограда, оконные и дверные решётки. Орнамент состоял из завитков, розеток, медальонов. Часто в орнамент вплеталась дата изготовления изделия.

  

С глубокой древности на кубанской земле почитали мастеров кузнечного дела: кузнец и коня подкуёт, и серп с косой сделает, и в строительстве незаменимый помощник. Кубанские кузнецы изготовляли плуги для вспашки земель. При кузнице хозяева имели мастерские, где наёмные мастера приноровились выделывать топоры, подковы, вилы, лопаты. А также в станицах и городах применялась высокохудожественная обработка металла – ковань. Она использовалась при ковке решёток, козырьков оград, ворот, для украшения (цветы, листья, фигурки зверей).

  

Промыслы по переработке дерева находились в лесогорной полосе. Жилища, хозяйственные постройки, земледельческий инвентарь, изготовлялись из дерева. Выделялась станица Баговская, где изготовлением деревянных изделий занималась большая часть семей. В станицах Рязанской, Ширванской изготавливали земледельческие орудия (плуга, бороны). В других станицах выделывали грабли, оси, лопаты, деревянную посуду, шпалы, прялки; также занимались выжиганием угля.

Перспективным промыслом в Краснодарском крае был бондарный промысел. Кубанцы изготовляли домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь тару (бочки); производили различные детали и мебель для судов и вагонов.

Особенность кожевенного промысла составляло дубление овчин для тулупа полушубков и украинских кожухов. В Екатеринодаре кожу выделывали, вырабатывали и производили из неё различные кожаные изделия – обувь, сбруи, пояса. 

  

Ткачество было одним из распространённых женских ремёсел, которым занимались как иногородние, так и казачки. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочек учили ткачеству и прядению. Они активно помогали взрослым в обработке материала, учились прясть на веретене и на прялках. До совершеннолетия девочки успевали приготовить себе приданное из нескольких десятков полотен, рушники, рубахи.

Ценности, накопленные нашими кубанцами не должны забываться. Мы обязаны и должны постоянно передавать отеческий опыт традиционной культуры из поколения в поколение.

Использованная литература:
1.    Вакуленко, Е. Народная культура кубанских казаков / Е. Вакуленко. – Краснодар: Традиция, 2009. – 112 с. – Текст: непосредственный.
2.    Вакуленко, Е. Народные мастера Кубани / Е. Вакуленко. – Краснодар: Традиция, 2009. – 144 с.: ил. – Текст: непосредственный.
3.    Гангур, Н. Орнамент нашей вышивки / Н. Гангур. – Краснодар: Советская Кубань, 1999. – 80 с.: ил. – Текст: непосредственный.
4.    Мальцева, Л. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе / Л. Мальцева. – Краснодар: Традиция, 2010. – 176 с.: ил. – Текст: непосредственный.

Составитель: библиотекарь отдела по работе с детьми Волошина В.П.
 


Казаки на службе Отечеству

Кубанские казаки, поселившись на Кубани в конце XVIII века, охраняли границы Российской империи, участвовали в войнах и походах. После Великой Октябрьской революции советское правительство не доверяло казакам и не разрешало служить в Красной армии. И только в тридцатые годы казаки начали создавать казачьи части и соединения, они стали служить в рядах Красной армии. 

Главное качество казака – патриотизм, любовь к родному краю, к России. Именно военная служба всегда была основным видом службы у казаков. Куда бы их ни посылало командование, кубанские казаки выполняли свой долг. Многие юноши не хотели служить в армии, но если ты «казак» ты обязан и должен служить Родине, так готовили казачьи общества к службе в армии молодёжь. Помимо подготовки своих земляков к службе, они помогали частям, в которых они служили продовольствием, навещали солдат-казаков. Жалоб и нареканий на службу кубанских казаков со стороны командования, не было и нет. 

Провожая в армию, старики дают в семьях призывникам наказ: не посрамите казачество и Кубань! Ежегодно кубанские казаки отправляют молодёжь на службу в полк охраны Президента Российской Федерации. Они не только участвуют в торжественных церемониях встречи руководителей иностранных государств, разводе караула на Соборной площади Кремля, но и овладевают современным оружием и техникой. Большую помощь казачество Кубани оказывает органам государственной и муниципальной власти. 

Созданы и действующие казачьи дружины по охране общественного порядка. Казаки охраняют леса от вырубок и пожаров, помогают бороться со страшным социальным злом – наркоманией, оказывают помощь по линии МЧС кубанцам, которые терпят бедствие. 

Поскольку наш Краснодарский край – пограничный, сотни обученных и подготовленных казаков выходят на охрану государственной границы. В 1992 году казаки-добровольцы защищали православных в Приднестровье, Югославии, Чечне. Народ Приднестровья с благодарностью помнит о кубанских казаках. Помнят и знают имена Александра Берлизова, Николая Петина, Валерия Татаренко, которые погибли за свободу Приднестровья.
Когда народ Абхазии подвергся агрессии со стороны Грузинских войск, казаки снова пришли на помощь. Александр Сидоренко спасая жизни мирных граждан Абхазии, погиб геройски: он своим телом прикрыл взорвавшуюся гранату. Ему посмертно присвоено высокое звание – Героя Абхазии.
Именно в начале возрождения казачества, подвиги казаков-добровольцев доказали, что они достойно продолжают традиции отцов и дедов. Учась у них, они в любую минуту готовы к защите России, малой и большой Родине.

Использованная литература
1.    Матющенко, П.П. История кубанского казачества: учебник для 9 класса / П.П. Матющенко, В.И. Чёрный. – Краснодар: Традиция, 2010. – 240 с.: ил. – Текст: непосредственный.
2.    Щетнев, В.Е. История Кубани XX век: учебник для учащихся 11 класса / В.Е. Щетнев, Е.В. Смородина. – Краснодар: Перспективы образования, 2004. – 208 с.: ил. – Текст: непосредственный. 

Составитель: библиотекарь отдела по работе с детьми Волошина В.П.
 


Анапский археологический музей «Горгиппия»

 

Археологический музей «Горгиппия» является единственным в России археологическим музеем с экспозицией раскопок и находок под открытым небом. История музея начинается с 1909 года, когда в одном из помещений городского курортного зала открылся Музей Древности. Музей просуществовал до гражданской войны. 

В 1932 г. Анапский музей возродился стараниями археолога и краеведа Г.Ф. Чайковского. В 1939 году была найдена статуя наместника Горгиппии Неокла.

Коллекции музея полностью пропали во время немецкой оккупации 1942-1943 гг. В 1945 году музей вновь открывается, в фонды поступают первые археологические комплексы.
В 1960 году начинается систематическое исследования городища Горгиппии, создана Анапская экспедиция Института археологии Академии наук. В 1975 г. открыт склеп с росписями на тему подвигов Геракла, с уникальными находками.

12 января 1977 г. музей был торжественно открыт и получил статус археологического, он включён в состав Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына.

Горгиппия – один из крупнейших античных городов Боспорского государства, возник в конце V века до н.э. и существовал до IV века н.э. и располагался на берегу Анапской бухты, где сейчас находится центр современного курортного города Анапы. 

Музей включает в себя раскопки древнего города: мощёные улицы, подвалы и фундаменты жилых домов, ямы, колодцы, винодельню, рыбозасолочные ванны, остатки оборонительных сооружений, мраморные плиты с надписями, извлечённые из некрополя саркофаги местной знати.

 

В музее представлены экспозиции:

«Возвращение на родину», посвященная Е. Ю. Кузьминой – Караваевой (Матери Марии)

 «Античный город Горгиппия»

«Анапа – город воинской славы»

В 2018 г. Анапский археологический музей стал объектом межрегионального туристического маршрута «Золотое кольцо Боспорского царства».


 

Использованная литература:
1.    Анапа: справочник-путеводитель. – Санкт-Петербург, ПапиРус, 2021. – 160 с.: ил. – Текст: непосредственный.
2.    Анапский музей / сост. З.Е. Харалдина. – Краснодар, 24 с.: ил. – Текст: непосредственный.

 

Составитель: зав.отделом медиатеки Чунарёва Н.П.

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Вход на сайт




Поиск

Праздники
Информер праздники сегодня
Календарь
«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Погода
Анапа 
Архив записей
Полезные сайты