6+
                                                
 МБУК "Анапская ЦБС"
      Детско-юношеская библиотека-филиал №1 имени В. И. Лихоносова
            




Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете работу отдела краеведения (ДЮБф1)
Всего ответов: 52
Яндекс.Метрика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Как кубанские казаки Старый Новый год праздновали       

За то, что мы встречаем Новый год дважды, следует благодарить Русскую православную церковь. Когда в 1918 году в России ввели Григорианский календарь, церковь новацию не признала и праздники продолжила чтить по Юлианскому календарю, то есть по старому стилю.

Оттого у нас бывают два Рождества и два Новых года, один из которых (с 31 декабря на 1 января) выпадает на время поста, зато второй, с 13 на 14 января, отмечается в самый разгар святочных гуляний.Ночь с 13 на 14 января называли в народе встречей Василия с Меланкой. По православному календарю, 13 января - день памяти преподобной Мелании (Меланки), а 14 января наступает день святителя Василия Великого. Праздник Меланки особо любим, был молодежью. Парни в Меланкин вечер получали второй шанс завоевать глянувшуюся девушку: если раньше сватовство закончилось отказом («гарбузом»), в канун Старого Нового года можно было заслать сватов повторно. А девчатам на Меланку с Василием полагалось гадать. Считалось, что загадает девица на Василия - не минуется. По традиции, во время девичьих гаданий парни потихоньку снимали с заборов гадальщиц калитки, а вернуть их могли отцы девушек, да и то только через магарыч.Девчата по станицам гадали на жениха. Например, так: выходили на улицу и смотрели, какое животное на глаза первым попадется. Таким и будет суженый. Если встретишь овцу - муж найдется тихий и покладистый. А собака попадется на глаза, хоть самый милый пес, - к собачьей жизни замужем.А еще, бывало, сыпали гадальщицы у ворот три кучки зерна, а утром смотрели: если никто зерна за ночь не тронул - быть семейной жизни счастливой и благополучной, а если потратил кто зерно это - к ссорам да неурядицам у жены с мужем.

Ходил еще по станицам обычай по гребешку суженого искать. Клали девушки с вечера под подушку гребень, сказав перед сном: «Суженый-ряженый, голову мне расчеши!» И кто им после того во сне виделся, того и в мужья пророчили. О суженом на Меланку и вода рассказывала. Ложась спать, ставили девушки у изголовья посудину, наливали в нее воды и бросали прутики из веника со словами: «Суженый-ряженый, переведи меня через мостик». Утром примечали, как прутики по воде распределились. Если пучком собрались, непременно ждет гадальщицу обручение с милым еще до конца года.Гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть разного цвета - и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная - жених будет чернявый, белая - блондин попадется. Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка. Если кол в коре - муж будет богатый, а если голый - бедняк.

Гадали по станицам и так. Самого красивого петуха заносили в дом. Перед ним ставили блюдце с водой, зеркало и рассыпали пшеницу. Если он клюнет зерно - муж попадется хозяйственный, выпьет воду - окажется пьяницей, посмотрит в зеркало - больше будет любить себя. А еще девушки кидали сапожок через крышу дома. Куда носок повернет, с той стороны и придет суженый. Издавна на Старый Новый год юные казачки гадали. Но при этом обязательно снимали с шеи православный крестик.

К рождественско-новогодним торжествам полагалось хозяйкам сделать обновки для всех домочадцев и купить новой посуды в дом. А в подготовке были задействованы и мал и стар. Из воска собственной пасеки деды и казачата изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы. Бабушки драли перо на подушки, учили детвору колядовать, «щедрувать» и «посевать».

В хатах обязательным украшением была ёлка - ее вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. Жарилось и варилось множество мясных и иных яств. На столах появлялись долгожданная «колбаса», окорока с индейками и гусаки с орехами. Подавали целые куски разварного мяса на больших деревянных блюдах, холодец с хреном и чесноком, пироги и пирожки, какие только можно вообразить: и круглые с фруктами, печенные на легком духу прямо в печи, и жареные с горохом, фасолью, с яйцом, луком, картошкой, капустой, салом... а также кавуны, квашенные в пудовых бочках в знаменитых кубанских погребах.

На праздники не скупились, делали стол обильным и сытным, не только на свою семью, но и на гостей, которые в этот день могли появиться в любом количестве. Вообще провести праздник в узком кругу семьи считалось в кубанских хуторах и станицах чрезвычайно непрестижным. Поэтому после поста в праздничные дни казаки ходили, друг к другу в гости, и каждая хозяйка старалась блеснуть изобилием блюд.

Чтобы отблагодарить посевающих и щедрующих, хозяйки лепили вареники, которые тоже использовали для гаданий. Несколько штук из большой партии вареников делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой - жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью - горькая, пустой вареник - пустая жизнь, а с монетой - счастливая и долгая. Обычай щедровать по сей день сохранился в хуторах и станицах.

Как и на Рождество, на Василия готовили кутью, которая называется «щедрой». В отличие от постной (на Коляду), щедрую кутью принято заправлять салом и мясом -скоромниной. Варить кутью нужно ранним утром, не спуская глаз с утвари. По поверью, треснувший горшок или выпавшая из горшка кутья - к беде. Если кутья удастся, ее надо съесть дочиста, а если сбудется плохая примета, варево нужно выбросить с горшком в реку.В щедрый вечер кутья ставится в красный угол -на покути. К ужину на Старый Новый год нужно было садиться, как и на Рождество, всей семьей, всем быть в чистой одежде. А после ужина станичники просили прощения у домочадцев да соседей за возможные обиды, чтобы встретить Новый год в согласии. На весь период Святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству.Это время предназначалось для отдыха и развлечений: взаимных визитов, катания на коньках и санках, игр в снежки и гуляний. Особенной популярностью пользовались кулачные бои, когда на станичной площади сходились станица на станицу или край на край. В подобных поединках принимало участие все мужское население, начиная с семилетних мальчишек, которые выступали с той и с другой стороны, заканчивая глубокими стариками. Сражения происходили по правилам, которые строго соблюдались.

По воспоминаниям старожилов, это развлечение пользовалось в станицах и хуторах такой популярностью, что иногда устраивалось каждый вечер в течение всего святочного периода. «На кулачках» бились край на край, куток на куток. Сражение начинали малые казачата, затем парубки, а следом присоединялись и взрослые. Старики ходили вокруг дерущихся с длинными посохами, при помощи которых нередко вразумляли того или иного бойца, в азарте забывающего о правилах боя: драться разрешалось только до первой крови, запрещалось бить лежачего, и, самое главное, на полученные ссадины и синяки не полагалось обижаться, тем более - мстить. А уставали бойцы - делали перерыв в сражении, и воюющие стороны мирно переговаривались.

Использованная литература:

Мороз, В. В. Большая детская энциклопедия Нового Года и Рождества / В.В. Мороз. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 379 с.: ил. - Текст: непосредственный.

Праздники для детей и взрослых: В 2кн. Кн. 2 / Н.В. Чудакова. – Москва: «Издательство АСТ», 2000. – 480с.- Текст: непосредственный.

 

Заведующий отделом по работе с детьми Бойко Е.В.


СВЯЩЕННОЕ ОЗЕРО ХУКО

Озеро Хуко находится в зелёной долине, покрытой пёстрым цветочным ковром. Это самое западное из озер Кавказского заповедника – озеро Хуко. Оно расположено на водоразделе Главного Кавказского хребта на высоте 1740м над уровнем моря  между реками Пшехашха (приток реки Пшехи) и Шахе в 7 км. на северо-запад от г. Фишт. По измерениям известного географа Ю.К. Ефремова, площадь его 27500 кв м, длина 260м, а ширина 150 м, максимальная глубина достигает 10 м. Участок Главного Кавказского хребта, на котором находится озеро, имеет своеобразное морфологическое строение. Высоты его находятся в пределах 1700-19000м над уровнем моря и большей частью покрыты буковым лесом. Замкнутые, хорошо выраженные понижения образуют котловины, в одной из которых и расположено озеро Хуко, имеющее форму овала.

У адыгов в прошлом озеро Хуко считалось священным, и бытовала легенда, что оно является остатком древнего моря. Существует несколько вариантов трактовки названия озера с адыгского языка: «морская свинья» или «дельфин», «морская долина». Туапсинский краевед М.К. Тешев, исследовавший озеро в 1979 году, пишет топоним как Хыко и переводит с адыгского как «морское озеро», подчеркивая, что такое значение дают названию местные шапсуги-скотоводы. Он также подчеркивает священность озера у адыгов: во время засухи они приносили к озеру жертву водяному духу – Псигуаше («госпожа вода») и совершали обряд вызывания дождя. Шапсуги считали озеро связанным с Черным морем и приходили к нему в период засухи. Они брали воду из озера,  и, придя домой, выливали ее в реку. Когда вода из озера Хуко доходила до моря, должен был непременно пойти дождь.

В районе озера Хуко находится интересный археологический памятник-наскальное изображение рыбы. Совсем недавно на восточном склоне озерной котловины были обнаружены два вертикально стоящих камня, на одном из которых, была изображена рыба, выполненная в цвете. На втором камне также изображены какие-то рисунки, но из-за покрытия лишайниками и мхом их невозможно идентифицировать.

 Из расспросов археологов, сотрудников Национального музея Адыгеи стало ясно, что об этом наскальном изображении практически ничего не известно. По мнению бывшего научного сотрудника заповедника В. Садовникова, изображение относится к периоду раннего средневековья, т.е. ко времени функционирования пастушеских ацангуарных  комплексов. Известно, что в то время климат был значительно теплее, и в озере Хуко могла водиться рыба. По другой версии  изображение рыбы может быть связано с христианским периодом в этой части Кавказа. Как известно, рыба –один из символов христианства.

Так или иначе, изображение рыбы на озере Хуко уникально. Цветных наскальных изображений на Западном Кавказе не так уж много: к ним относятся лик Христа в Нижнем Архызе и рыба в Кавказском заповеднике на озере Хуко.

 

Список использованной литературы:

  1. Николин, С. Путешествия по сказочному краю / С. Николин. – Ростов-на­-Дону: Донской издательский Дом, 2003. – 121 с. – Текст: непосредственный.
  2. Священное озеро на Кубани / С. Лукачёв. – Текст: непосредственный // А почему?. – 2015. – № 7. – С. 9-10.

Водопад «Слёзы Лауры»


    Среди красивых мест предгорья Кавказа есть одна уникальная природная достопримечательность, полюбоваться которой ежегодно приезжает огромное количество отдыхающих. Это чудесный уголок природы с водопадом под названием «Слёзы Лауры». Он восхищает, будоражит воображение и предоставляет массу ярких впечатлений.
Лаура – шумная горная река, несущая свои воды по каменным порогам и образовывая на своём пути множество водопадов. Она начинается где-то на склонах самой южной горы республики Адыгея – Ассара. Через семнадцать километров она впадает в речку Ачипсе и вместе с ней образует приток Мзымты. Говорят, что весной, когда происходит интенсивное таяние снега в горах, воды Лауры наполняются целительной силой и дарят женщинам, которые потеряли всякую надежду на беременность, долгожданную радость в виде возможности стать матерью. А ещё жители местных селений утверждают, что время от времени среди камней на берегах речки можно найти настоящие изумруды. Правда это или нет, неизвестно, но всё же частенько с надеждой на улыбку судьбы в эти места отправляются охотники за приключениями в поисках своей сказочной удачи.
Подобных легенд тут могут рассказать множество. Есть своя легенда о любви, победившей смерть, и у водопада «Слёзы Лауры». Эту трагическую историю местные жители с давних времён передают из поколения в поколение. Почему река называется Лаура, а её шестнадцатиметровый водопад – «Слёзы Лауры»? Как на Кавказе, на этой земле адыгов оказалось имя возлюбленной великого итальянца поэта Петрарки, который ещё в эпоху возрождения воспевал в бессмертных сонетах свою любовь ней «какой земля не слышала дотоль…».
Однажды двести лет назад, кстати, не так много по меркам легенд, у местных черноморских берегов произошло крушение русского судна. Жертвами стали практически все пассажиры и команда корабля. Спасти удалось лишь одну женщину, державшую на руках маленькую четырёхлетнюю девчушку. Женщина получила серьёзные травмы, пребывала без сознания, в бреду, всё время звала какого-то Ивана и постоянно произносила странное имя – Лаура. Приходилась ли она маленькой девочке мамой или нет, осталось неизвестным. Вскоре несчастная, не приходя в сознание, умерла, а маленькая девочка, которую местные назвали Лаура, осталась жить в адыгской семье, принявшей её как дочь. Лаура взрослела, воспитывалась и с годами превратилась в красивую белокурую девушку, от которой просто невозможно было отвести взгляд. Жители деревни уважали её за искренность и доброту, а парни засматривались на Лауру и пытались понравиться ей. Конечно же, любовь не миновала девушку.

В один погожий весенний день девушка собирала лесные цветы, а рядом пас козье стадо парень из соседней деревушки Мурат. Увидев девушку неземной красоты, он решил, что передним явилась богиня Мезитха – покровительница лесов и диких животных. Парень замер, уставившись на девушку в восхищении и почтении, а та, не выдержав, просто рассмеялась своим звонким, задорным смехом, похожим на звон серебряных колокольчиков. Так познакомились Лаура и Мурат – персонажи трагической истории любви. Девушка горячо полюбила юношу. Любовь была взаимной, парень просто обожал Лауру, и это была, наверное, самая счастливая влюблённая пара на свете. У одного из красивых водопадов, где они часто встречались, влюблённые решили соединить свои сердца и поклялись друг другу в любви и верности.

Однако по существующим законам для брака необходимо было разрешение князя. Вот и отправилась Лаура со своим возлюбленным к князю. Надо сказать, что князь был большим ценителем женской красоты и, увидев перед собой прелестное неземное создание, решил завладеть ею и сделать девушку своей женой. Лаура ответила категорическим отказом, потому что её сердце принадлежало другому. Однако для князя цель оправдывает средства. Он замыслил взять её силой, а жениха убить, поэтому устроил настоящую охоту за Лаурой и её возлюбленным. Высокие горы, дремучие леса, глубокие ущелья и селения были надёжным укрытием для влюблённых, скрывающихся от коварства и жестокости. Однако по роковому стечению обстоятельств погоня настигла их. Чтобы не достаться князю Лаура бросилась с высокого утёса в мелководную реку. За ней последовал и Мурат. Горы оплакивали гибель красавицы. Слёзы потоком тончайших серебряных струй текли по камням и с высокой каменной стены, сплошь увитой зеленью, падали вниз. Так родился водопад, который местные жители назвали «Слёзы Лауры».
Через некоторое время от посёлка Лазаревское в сторону Туапсе дорога приводит в уютный курортный посёлок Вишнёвка – место для тихого, безмятежного отдыха на берегу моря вдали от городской суеты, шума ночных клубов и аттракционов парков. От посёлка к горам ведёт чудесная кипарисовая аллея среди большого поля. Отсюда можно увидеть завораживающие виды на зелёные холмы, чем-то похожие на заросшие Карпаты или предгорную местность Абхазии. Через них – эти изумрудные холмы и пролегает дорога к водопаду «Слёзы Лауры». Пицундские сосны, огромные цветочные поляны, ручей с чистейшей водой, наполненный терпкостью хвои, сладостью цветов и влагой леса пьянящий воздух – всё это будоражит воображение, и вызывает восторг. Хотя маршрут имеет всё время направление вверх, но, благодаря прохладе леса, он не представляет никакой сложности и превращается лёгкую прогулку. При этом, несмотря на относительную лёгкость маршрута, наличие удобной обуви является обязательным условием. Непосредственно к водопаду ведёт достаточно крутой и сложный спуск, но он того стоит. Вначале слышится только шум падающей воды, а затем в окружении трёх высоких каменных стен появляется настоящее чудо – узкая основная струя воды рассыпается на мельчайшие частички, превращаясь в водную пыль. Да, это настоящие слёзы и по-другому их не назовёшь. Непосредственно у водопада ещё прохладнее, чем наверху, поэтому здесь после прогулки возникает приятная истома. Возле изумительных плачущих скал есть возможность отдохнуть, полюбоваться этим сверкающим и искрящимся чудом, освежится под его живительными струями и, конечно же, вспомнить о по-настоящему шекспировской трагедии кавказских Ромео и Джульетте.


 Список использованной литературы:

1.    Молчанов, В. А что там, за горами?: природа и мы / В. Молчанов. – Краснодар: Книж. Издат.,1985. – 208с. – Текст: непосредственный.
2.    Самойленко, А.А. Путеводитель по Кубани. Туристско – экскурсионные объекты и маршруты Краснодарского края. / А.А. Самойленко. – Краснодар: Северный Кавказ, 2001. – 164с. – Текст: непосредственный.


«Бесстрашная Надя Гнездилова»

Чем дальше уходят в историю события Великой Отечественной войны, тем меньше остается людей, переживших эту войну, воевавших, совершавших подвиги во имя Победы. Но по-прежнему священна память об этих людях.
Рядом с взрослыми с ненавистным врагом боролись и дети. Их было много, отважных ребят. Все они были пионерами, членами детской патриотической организации. Пионер – это первый, лучший. 
Подвиги Кубанских пионеров являются примером необычайного мужества, беззаветной любви к Родине. Их имена присвоены посёлкам, улицам, школам. О них сложены стихи и песни. В горной станице Даховской, недалеко от Майкопа, жила скромная девочка. Надя Гнездилова училась в шестом классе.
Когда фашисты заняли станицу, отец Нади – ушёл в лес в партизанский отряд. Её маму, Прасковью Иосифовну, и тётю – вместе с другими жителями станицы – арестовали. И загнали в большой подвал под больницей. 
Вместе с ними была и Надя. Но девочке удалось бежать. И она решила уйти в лес, к отцу – в партизанский отряд.
… Всё дальше в горы уходила Надежда. Ей хорошо были знакомы эти места. Шла она долго. В лесу стало совсем темно. Неожиданно навстречу – человек с автоматом. Это был директор их школы, Трофим Иосифович Щербак. Он и отвёл девочку в партизанский отряд, где был её отец. Наденька рассказала о том, как фашисты и полицаи издеваются над станичниками. От этой информации у партизан наполнились гневом сердца. Штаб отряда поручил ей узнать, где находятся огневые точки и склады. Где разместились фашисты? Сколько их? Как они охраняют арестованных. Надюша вернулась в станицу. Худенькая девочка с косичками, в ситцевом розовом платьице появлялась то на одном, то на другом конце станицы. Она всё замечала и запоминала. Около Дамбы, на повороте дороги, замаскировано пулемётное гнездо. У моста, под обрывом – миномёт. В тени деревьев – танк. В школьном дворе полно гитлеровцев. 
В лесу Надю встретил отец. Партизаны слушали юную разведчицу, ловили каждое её слово. Записывали рассказ Нади и все данные наносили на карту. 
Было принято решение: связаться с командованием советских войск – и неожиданным совместным ударом освободить станицу от оккупантов. На рассвете – наступление. Фашисты, захваченные врасплох, откатились к мосту. Вместе с партизанами в станицу вошла и Надя Гнездилова. Они освободили из подвала арестованных, и на улицах начался кровопролитный бой. Но когда освобождали русских пленных, Наденька бросилась к подвалу, не обращая внимание на перестрелку. 
– «Сейчас, сейчас мамочка, тебя освободят!» – кричала смелая девочка Надя.
И вот, неожиданно рядом с ней разорвался снаряд. Надю швырнуло в сторону, ударило в грудь. И она умерла…
…Память о юной разведчице жива и до сих пор в станице Даховской. Эта маленькая, хрупкая девочка проявила удивительную стойкость, целеустремленность, мужество и героизм в борьбе с врагами нашей Родины.

Список использованной литературы:
1.    Дети Кубани в годы Великой Отечественной / отв. за вып. Т. И. Хачатурова. – Краснодар: Традиция, 2008. – с. – ил. – Текст: непосредственный.
2.  Трёхбратов, Б.А. Кто есть кто в Кубановедение. Библиографический словарь-справочник. – Краснодар: Традиция, 2007. – 368с. Текст: непосредственный.

1 2 3 4 5 6 7 8  9 10 11

Вход на сайт




Поиск

Праздники
Информер праздники сегодня
Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Погода
Анапа 
Архив записей
Полезные сайты