| Кубань - многонациональный регион России.

Люди начали заселять территорию нашего края около 600 тысяч лет назад. На столь долгом историческом пути Кубань становилась местом обитания многих племён и народов. В настоящее время в Краснодарском крае проживают представители около 120 национальностей, а в самой России проживают около 130 национальностей. Народы, проживающие в нашем крае, отличаются своей культурой, языком, национальными традициями и обрядами. Русские и адыги, украинцы и армяне, греки и татары, белорусы и молдаване бок о бок живут и трудятся на кубанской земле. Когда рядом много лет живут люди разных национальностей, они неизбежно перенимают друг у друга традиции и обычаи. Так, например, в кубанской кухне много блюд, рецепты которых принадлежат разным народам. Большой популярностью пользуется украинский борщ и вареники, адыгейский сыр и кавказские шашлыки. С удовольствием едят кубанцы и белорусский картофельный суп, окрошку, молдаванские яблоки, фаршированные рисом и изюмом, перловую кашу со сливочным маслом и молоком - известное эстонское блюдо.
Культура каждого народа самобытна и оригинальна. Необходимо стараться сохранить всё ценное, что досталось нам от наших предков. И очень важно, чтобы каждый из нас с уважением относился к обычаям других людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания, потому что каждый народ старается сохранить свою культуру.
Кто такие Казаки?
Большинство современных городов и станиц Краснодарского края были основаны казаками-переселенцами. Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!»

У некоторых народов вооруженная защита границ возложена на определенные группы населения. В России их называют - казачество. Ученные полагают, что само слово «КАЗАК» значит «ВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК». В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. Самая ранняя группа русских казаков сформировалась в 16 веке на Дону из беглых русских и украинских крестьян. В дальнейшем казачьи общины складывались разными путями. С одной стороны, на окраины государства бежали от крепостной неволи, с другой – они возникли по царскому указу для защиты границ империи. К 1917 году в России насчитывалось 11казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское.
Группы казачества в результате контактов с местным нерусским населением отличались друг от друга особенностями языка, укладом жизни, формой ведения хозяйства. В то же время у всех казаков было нечто общее, что обособляло их от других русских. Это позволяет говорить о казачестве как об одном из русских «поднародов».
Казачьи традиции.
Каждый народ обладает своими традиционными ценностями, имеет представления о смысле жизни, о добре, о зле, о личном и общественном. Среди ценностей Кубанского казачества на первом месте всегда стояло православие. Православная вера пронизывала все стороны жизни казачьего войска,станицы, казачьей семьи.
Казачество всегда стремилось создать своё справедливое общество, и поэтому намного дороже, чем материальный достаток, казаки ценили волю. Единство и взаимопомощь были важны и жизненно необходимы казакам. В станичном быту практиковались различные формы взаимопомощи. Казачья община заботилась о вдовах и сиротах, оказывала помощь нуждающимся при снаряжении на военную службу. Защиту Отечества казаки рассматривали как одну из основных, святых обязанностей. Отношение к малой родине – Кубани было искренним и теплым. Высоко ценились в казачьей среде трудолюбие, честность, щедрость. Порицались - жадность, жестокость, воровство. Важная роль отводилась твёрдым нравственным устоям, трезвому образу жизни. В семейной и станичной жизни характерным было уважение к старшим, особенно к старикам. К родителям обращались на вы. Особое место среди ценностей отводилось исторической и духовно-нравственной памяти. Благодаря устной традиции, передачи информации от деда к отцу, от отца к сыну, от бабушки к внучке кубанцы сохранили свою самобытную культуру.
Дольменная культура на Кубани.

На территории Северо-Западного Кавказа, предположительно в 4-2м тысячелетии до н.э., существовала неведомая цивилизация, от которой до нас дошли странные сооружения, получившие название – ДОЛЬМЕНЫ.
Это удивительные и таинственные сооружения, поражающие воображение. Сотни тысяч туристов ежегодно посещают эти древние памятники, и у каждого возникают вопросы: «Кто создал? Как строили? Зачем?». К настоящему времени таких сооружений обнаружено более 2300. Ученые–археологи предполагают, что эти сооружения - погребальные, т.е. наземные склепы, в которых хоронили по несколько человек и принадлежали они членам одной кровнородственной группы. В буквальном переводе с английского слова – дольмен - означает «Каменный стол», то есть гробница в виде большого каменного ящика. Как правило, вход в дольмен обращен к солнцу, что может свидетельствовать о поклонении строителей этому небесному светилу. Племена, строившие дольмены, вели оседлый образ жизни, прекрасно владели мастерством обработки не только камня, но и металла; умели лепить глиняную посуду, украшенную несложным орнаментом. Они занимались так же земледелием, разведением крупного рогатого скота, а в приморской полосе – морским промыслом. Существует несколько легенд о происхождении этих каменных сооружений - дольменов.
Казачья и Адыгская легенды о происхождении дольменов.

В 18 веке черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, по мнению казаков, могли возвести только очень сильные люди. Некоторые из подобных сооружений достигают в высоту более 2 метров. По сложившейся у казаков легенде, в этих строениях, которые они называли «богатырскими хатками», жили богатыри. Адыгейские же предания дают другое объяснение этим древним сооружениям. Они считали, что в давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не могли самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. И великаны решили взять на себя работу по строительству и обустройству. Они обладали такой силой, что любой...
Христианство в Тмутаракани.

Значительное культурно-религиозное влияние на соседей-адыгов оказывала Тмутаракань. В 10-11 вв. она стала очагом распространения христианства на всём Северном Кавказе. После принятия христианства киевским князем Владимиром Святославовичем в 988г. и крещения Киева, новая религия вводилась по всей Руси. Крещение в разноплемённой, в основном языческой стране не проходило безболезненно. Порой оно сопровождалось насильственными мерами: например, дружинник Добрыня крестил Новгород «мечом и огнем». Но Тмутаракани такая участь не грозила, так как уже в конце 8 века здесь существовала Таматархская (Тмутараканская) епархия.
В 19 веке на Тамани была найдена надгробная плита с греческой надписью, с указанием имени погребённого-монаха Иоанникия и года его смерти. В 20 веке Исследователь Древней Руси открыл на Таманском городище фундаменты двух христианских храмов. Историки отмечают малочисленность христианских памятников этого периода в Закубанье. Вероятнее всего это связанно с тем что в период татаро-монгольского нашествия население северо-западной части Кавказа переселилось в горные районы, где строительство церквей было затруднено.
Археологические достопримечательности Кубани.
Таманский полуостров охватывает Темрюкский район и значительную часть федерального курортного региона Анапа. Он издавна привлекает к себе внимание историков, путешественников, археологов, географов. На Таманском полуострове сохранились огромное количество курганов и склепов с фресковой росписью. Шедевры античного искусства, найденные на описываемой территории, давно являются гордостью Эрмитажа, Русского музея изобразительных искусств, Исторического музея Москвы и т.д.
Несколько лет назад на Набережной Анапы археологи вскрыли один из участков древнего города. Теперь здесь создан под открытым небом археологический-музей заповедник «Горгиппия» и экскурсантам предоставлена редкая возможность увидеть улицы античного города, фундаменты и стены жилищ, мастерских, мраморными плитами с надписями саркофагами и статуями. В результате археологических исследований большую значимость приобрела станица Тамань. Русская Тмутаракань-Тамань – это место высадки первых-казаков черноморцев, которым их потомки установили колоритный памятник в станице. В Тамани сохранилась и действует православная казачья церковь. Абрау-Таманский полуостров в центре которого Анапа располагает огромными потенциальными туристическими ресурсами, еще далеко не востребованными.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | |