Первые спектакли появились на Кубани ещё в сороковых годах XIX в. усилиями любителей, странствующих актёров. Но уже во второй половине XIX в. Екатеринодар был известен как город заядлых театралов. Представления проходили в Летнем театре городского сада, на ярмарках, в зале городской Думы (ныне помещение Дома офицеров). На сцене Летнего театра пел знаменитый оперный певец Шаляпина, А. Вертинский, Л. Собинова, Е. Гельцер.
Выдающиеся деятели культуры С. Маршак, Д. Фурманов и известный режиссер-новатор В. Мейерхольд были у истоков рождения Кубанского театрального искусства.
На нашей сцене рождены такие театральные таланты как народные артисты РФ Идея Макаревич, Алина Кузнецова, Анатолий Горгуль, заслуженные артисты России Станислав Гронский, Ольга Светлова, Инна Станевич и другие.
На Кубани существуют театры всех жанров — драматический, музыкальный, кукольный, балета и оперы.
Предлагаем Вам список статей о кубанской театральной жизни Кубани.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кирьянова И. Девушка моей мечты [Текст] / И. Кирьянова // Комсомольская правда.- 1993.- март.
- В культуре сила духа отечества [Текст] // Краевые новости.- 2002.- 13 апреля.- С. 1.
- Братковская Е. Баловень и мученик театра. [Текст] / Е. Братковская Колчинский Е. актер драмтеатра. // Вольная Кубань.- 1995.- 20 марта.- С. 2
- Вайль Д. Счастье и долг артиста [Текст]: к 80-летию М.А. Куликовского / Д. Вайль // Советская Кубань.- 1985.- 17 ноября.- С. 3.
- Вайль Д. Бой самому себе [Текст]: памяти М. Куликовского / Д. Вайль // Кубанские новости.- 1996.- 17 октября.
- Василевская Т. Он всю жизнь себе доказывал [Текст] / Т. Василевская // Кубанские Новости.- 2002.- 27 марта.
- Ветрова Л. Влекомая мечтой о сцене [Текст]: Крахмалева К. артистка музкомедии / Л. Ветрова // Культура.- 1999.- 16-31 июля.- С. 8.
- Аникиенко С. И вечно музыка звучит в душе [Текст]: Верховский Я.Л. дирижёр, музыкант / С. Аникиенко // Кубанские новости.- 2000.- сентябрь.
- Виктюк Р. О жизни надо судить по святым именам в искусстве [Текст] // Труд - 7 Кубань.- 2003.- 8 мая.- С. 20.
- Владимирова М. У театра большие планы [Текст] // Кубань сегодня.- 2005.- 26 июля.
- Володина Н. Наши во Франции [Текст] // Труд.- 2003.- 24 августа.- С. 20.
- Григорович открыл сезон Купальный [Текст]: Балет на развалинах Горгиппии в 2000 г. // Известия.- 2003.- 11 июня.- С.
- Гронский С. Не говори с тоской их нет, но благодарностию были [Текст] / С. Гронский // Вольная Кубань.-1996.- 15 ноября.- С. 1.
- Додока В. В музыке надо жить [Текст] // Вольная Кубань.- 1998.- 21 мая.
- Колесникова Р. Пока горит любви маяк… [Текст]: Дрожняк Ю. артист, оперный певец музкомедии / Р. Колесникова // Труд 7-Кубань.- 2003.- 10 апреля.
- Колесникова Р. И смех и слезы и любовь [Текст] / Р. Колесникова // Кубанские новости.- 2004.- 28 апреля.- С. 4.
- Колесникова Р. Шоу для господина Журдена [Текст] // Кубанские новости.- 2007.- 23 мая.- С. 16.
- Малахова С. Театр Куликовского [Текст] // Вольная Кубань.- 1991.- 15 ноября.- С. 2.
- Соколинская Т. Хочу нравиться зрителю [Текст]: о Круглове В. актере музкомедии / Т. Соколинская // Кубанский курьер.-1993.- апрель.
- Руденко Ю. Краснодарский баритон вернулся на сцену [Текст]: о Кузнецове В. певца оперетты. / Ю. Руденко //АиФ.- 2004.- №16.- С. 3.
- От «белого листа» к успеху [Текст]: Сезоненко А. артистка кукольного театр // Труд 7.- 2005.- 24 марта.- С 20.
- Маякова М. Новая страничка Российского балета [Текст] // 2002.
- Музыкальная неотложка [Текст]: Кубанские скрипачи // Российская газета.- 2006.- 27 апреля.- С. 41.
- Решетняк Л. Постоянная величина Ю. Григоровича [Текст] / Л. Решетняк // Кубанские Новости.- 2007.- 12 января.- С. 1.
- Право же есть что вспомнить [Текст]: Театру оперетты 60 лет, страницы истории // Вольная Кубань.- 1993.- 1 мая.- С. 3.
- Тованчева Н. Индикатор Гатова [Текст] / Н. Тованчева // Вольная Кубань.- 1996.- апрель – май.
- Тованчева Н. Ю. Григорович никогда не был в Отрадной [Текст] / Н.Ю.Тованчева // Вольная Кубань.- 1996.- 10.- августа.- С. 6.
- Соколова В. Необъяснимый секрет Гатова [Текст] / В. Соколова // Кубань сегодня.- 2002.- 13 января.- С. 4.
- Шаблинская О. Григорович против Шекспира [Текст]: Кубанский балет в Марьинке. Волочкова / О. Шаблинская // АиФ.-2004.- № 35.- С. 5.
- Черебаева Л. Любимые дети Л. Гатова [Текст] / Л. Черебаева // АиФ.- 2004.- №19.- С. 3.
- Три стороны одной медали [Текст] // Вольная Кубань.- 1995.- 25 марта. -С. 1.
Ждем Вас в секторе детско-юношеской библиотек, с 9-00 до 18-00, телефон для справок 5-64-42, 5-64-51.
Уважаемые читатели!
Предлагаем познакомиться с яркой личностью Кубанского театрального искусства
ВАЙЛЬ ДМИТРИЕМ ПАВЛОВИЧЕМ
(1922-2010)
Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Кубани, лауреат премии администрации Краснодарского края в области культуры и искусства, член Союза театральных деятелей РФ.
Родился 17 марта 1922 года в Москве. В семье выдающегося музыкального таланта. В 12 лет мальчик Митя влюбился в театр, когда впервые увидел на сцене МХАТа великого Василия Качалова! С тех пор он так и остался навсегда преданным театру.
В 17 лет Дмитрий поступает в Московское училище театральных художественно-технических кадров. Он хорошо рисовал, поэтому и решил поступить на художественно-бутафорское отделение. Со временем он посвятил себя театральной деятельности. Началась Великая Отечественная война. на фронте воевал в окопах Сталинграда, на 3-й Белорусский фронт, 1-й Дальневосточный, дошел до Восточной Пруссии. В районе Котлубани, под Сталинградом, был тяжело ранен в ногу, в госпитале он упросил хирурга не делать ампутацию. После госпиталя служил в полковой пешей разведке, ходил за языками. Освобождал Литву, город Кенигсберг. Вторая мировая война для старшего сержанта Дмитрия Вайля закончилась в Маньчжурии.
За годы войны Вайль был награждён орденами - Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда» и др.
После победы Дмитрий Павлович ещё два года служил в армии. Трудовую деятельность начал рабочим сцены, потом был бутафором и реквизитором в Московском театре оперы и балета имени Станиславского и Немировича-Данченко. Затем попробовал свои силы в качестве администратора. С 1950 по 1955 г. Дмитрий Павлович - главный администратор концертного бюро Московской государственной филармонии. Судьба дала Дмитрию Павловичу возможность пообщаться с легендарными людьми эпохи. Он работал с такими артистами, как Павел Лисицына, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Борис Бабочкин. Он проводил концерт выдающегося певца и артиста Александра Вертинского.
«Вертинский пел про чувства, про ностальгию по Родине, про что-то личное, о чём говорить тогда было не принято, - вспоминал Вайль. - У него были свои, особые, песни и романсы. Конечно, в те дни залы были забиты до отказа».
Затем он служил замдиректора театра Владивостока и полуострова Камчатка.
С 60-х годов Вайль печатает свои заметки, статьи, рецензии в СМИ: «Советская культура», «Театральная жизнь», «Эстрада и цирк».
С 1970-го Д. П. Вайль - заместитель директора в Краснодарском краевом театре драмы им. М. Горького. Вайль на долгие шестнадцать лет стал соратником режиссёра Михаила Куликовского и директора драмтеатра Георгия Головина. Он ушёл из театра сразу после Куликовского.
С 1993 года Дмитрий Вайль - директор единственного в России Театра ветеранов сцены, созданного в структуре ТО «Премьера», и четырнадцать лет им руководит.
Дмитрий Павлович, преданный Театру, чтил и помнил выдающихся деятелей искусства Кубани и создал целую серию очерков в газете «Литературная Кубань», и галерею телепрограмм «Портрет по памяти» на ГТРК «Кубань». За несколько лет вышло 33 истории об ушедших из жизни людях - актёрах, режиссёрах, всех тех, кого он помнил в расцвете творческих сил и таланта. За эти проекты Д. П. Вайль был отмечен премией администрации Краснодарского края в области литературы и искусства (1999).
В конце 2006 года вышли две книги «Живые портреты. Вчера - сегодня - завтра», среди героев - Николай Провоторов, Станислав Гронский, Владимир Рогульченко, Алина Кузнецова, Анатолий Горгуль. Увидел свет и ещё один сборник Дмитрия Вайля - «Однажды ...Михаил Куликовский и другие», объединивший воспоминания о театральной жизни разных лет, рассказы и стихи. Все три книги посвящены одной дате - 100-летнему юбилею М. А. Куликовского.
9 мая 2010 года, в День Победы, Дмитрий Павлович скончался после продолжительной тяжёлой болезни, с которой отчаянно, героически боролся, почти до самого конца не сбавляя оборотов в творчестве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Биографический энциклопедический словарь / пред. ред. совета М. К. Ахеджак. - Краснодар, 2005. - с. 74-75.
Деятели искусств Кубани: сб. / сост. И.Ф. Гайворовская.- Краснродар,2015.- С. 68-71.
Ждем Вас в секторе детско-юношеской библиотек, с 9-00 до 18-00, телефон для справок 5-64-42, 5-64-51.
Театр – это мир, театр – это жизнь, театр – это роль, а какая роль без актера. Актер это виртуоз перевоплощения, человек обладающий высоким мастерством или врожденным талантом. Все это воплотилось в одном человеке, как сказала заслуженная артистка РСФСР Е. Братковская
БАЛОВЕНЬ И МУЧЕНИК ТЕАТРА – ЕВГЕНИЙ КОЛЧИНСКИЙ
(1927-1995)
Заслуженный артист Евгений Колчинский родился на Украине, в театральной семье. Мама была главным режиссером театра, а отец – директором Хмельницкого театра, заслуженным артистом. Ребенком часто оставался дома один, рано пристрастился к чтению, «Читал все подряд», - как потом он вспоминал. Мама мечтала его видеть священником, но Женя решил стать артистом. Когда ему было 14 лет, началась война, и он один из многих советских людей оказался в фашистском концлагере, по 16 часов работал на немцев, испытал и голод и холод, и издевательства, с другими подростками пытался бежать, но был пойман. И расстрелян…
До глубокой ночи он, тяжелораненый, пролежал в яме, затем выбрался и уполз в лес. Его нашла старая женщина, выходила, после того как Женя окреп, он решил пробираться в Ровно к матери. Целый год мытарства, и, вот, родной дом. Мама, при виде, его упала без чувств…
В свои неполные 18 лет он начал работать рабочим сцены, бутафором, артистом. Его первые роли принесли ему большой успех. Началась актерская кочевая жизнь, один театр сменял другой, и, вот, Краснодар… С 1961 года – актер Краснодарского театра драмы им. Горького. Актер яркой индивидуальности, великолепные внешние данные, выразительная пластика. Лицо, которое могло отразить любые оттенки человеческой натуры, таким запомнился зрителям Евгений Колчинский. Он занял особое место в истории кубанского театра. Для него не существовали рамки амплуа. Фрак героя-любовника, легко сменялись на косоворотку, или казачью черкеску, в любой роли он был органичен. Его любила публика и театр. Когда Евгений Колчинский говорил: «Я лучший артист Юга России» - это воспринималось как должное, это было особое качество понимания своего места в истории кубанской литературы.
Чтобы познакомится подробно с биографией Е. Колчинского, ждем вас в отделе Краеведения, по адресу ул. Крымская 83, с 9-00 до 18-00.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Братковская Е. Баловень и мученик театра / Колчинский Е. актер драмтеатра. // Вольная Кубань.- 1995.- 20 марта.- С. 2.
Первый том Большой Кубанской Энциклопедии. - Биографический энциклопедический словарь.- Краснодар, 2005.- С. 146.